Регистрация

Поиск по сайту

Поиск по лоту

Поиск по архиву

Коллекционирование византийских монет

С падением Константинополя в 1453 г. ушла в небытие Византия – не просто одно из государств на карте, но целый мир, составивший эпоху в истории человечества. Остались монеты - свидетели и неразлучные спутники его величия и упадка, побед и поражений на долгом пути от рождения до смерти...

    


      Удивительно, но первые значительные коллекции византийских монет возникли только в XIX в. (при том, что собирать антики начали еще на заре Возрождения!). Интерес к ним рос по мере того, как европейцам открывалась грандиозность византийской христианской цивилизации, как множились раскопки древнехристианских памятников Северной Африки и Ближнего Востока, Греции и Турции. Материальное и духовное наследие Византии возвращалось с каждой новой расчищенной иконой, открытой мозаикой, прочитанной рукописью, найденной монетой. Одинаково строго глядят с них на нас лики Христа и Богоматери, одинаково величественны фигуры святых и ангелов, предстающие рука об руку с земными владыками империи, - образы, пришедшие из прошлого, но обращенные в вечность.

      Побуждения к собирательству византийских монет бывают различные. «Я хотел бы собирать иконы, рукописи или ювелирные изделия Византии. Но поскольку такой возможности у меня нет, я коллекционирую монеты», - говорят одни. И монеты не разочаровывают этих своих почитателей – художественными и иконографическими достоинствами изображений, которые они несут. Равноценна ли монета иконе? Почему же нет, если святой образ, запечатленный на ней, лишь техникой исполнения отличен от сложенного смальтой или писанного темперной краской? И образ этот знаком и близок не только знатокам византийского искусства, но и каждому, любящему и понимающему русскую иконопись.

      Византия была подлинным мостом между народами и цивилизациями, странами и периодами. И византийская тематика имеет множество выходов в сопредельные области нумизматики. Собирательство византийских монет позволяет счастливо сочетать любовь к «отеческим гробам» и русской старине с интересом к античной и средневековой истории.

      Невозможно провести четкой границы между римской и византийской монетными системами, как нельзя одной чертой отделить Византийскую империю от Римской. Византия была Вторым Римом, Римской империей времен средневековья, ее правители были законными преемниками Августа, чеканившими по тому же праву монету со своим именем и портретом.

      «Лицом» византийской нумизматики является самая прославленная монета европейского средневековья – солид. Его история начиналась еще в античности. На четвертом столетии существовании Римской империи Константин Великий даровал своим подданным новую монетную систему - последнюю общеримскую, с золотым солидом, серебряным милиаренсом и медным фоллисом вместо староримских ауреуса, денария (антониниана) и сестерция. Эта система основывалась на римском фунте (либре; в Византии было принято и другое его название - литра) весом ок. 327 г; стандартная золотая монета - солид, или по-гречески номизма - чеканилась из расчета 72 из 1 фунта золота. Количество драгоценного металла измерялось каратами ( представлявшими весовой эквивалент 0,2 г золота; константиновский солид содержал 24 карата). Именно на обращении полноценной золотой монеты, остававшейся многие столетия без изменений (т.е. без ухудшения), основывалась денежная система уже Византийской империи. Вплоть до XI в. солид оправдывал свое название (лат. solidus – прочный, надежный), являясь мировой валютой: «все народы вели торговлю при посредстве византийского солида, который принимался повсюду от одного края земли до другого, служа предметом удивления для всех людей и всех государств, так как такой монеты в других государствах не было», написал в VI в. знаменитый купец-путешественник Косьма. Полновесный золотой солид был символом богатства и материального благополучия империи. Косьма рассказывает, что взглянув на него и сравнив с персидской серебряной драхмой, далекий индийский правитель изрек: «в самом деле, римляне (т.е. византийцы) блистательны, могущественны и мудры!» Даже арабы, завоевавшие византийский Восток, допускали свободное обращение на своих землях византийской монеты «с именем и изображением» христианских императоров. Первый арабский чекан был подражанием византийскому (т.н. «арабо-византийский»), и лишь появление в самом конце VII в. на золотых и серебряных монетах империи неприемлемого для исламского мира изображения Христа стало поводом для изготовления собственной монеты Халифата.

      Византийским солидам подражали и древнерусские князья Владимир, Святополк, Ярослав, начинавшие чеканить собственную монету в X-XI вв. – златники и сребреники. Первые русские золотые монеты копировали, насколько это удавалось, солиды, украшенные традиционным для того времени образом Христа Пантократора, внося посильный вклад в христианское просвещение Руси.

      И сейчас солиды являются украшением любой подборки древних монет. Некоторые коллекционеры предпочитают собирать только их, что, надо сказать, экономически вполне оправданно. Цена на основную массу византийских золотых монет ( а это не только солиды, чья история заканчивается в XI в., но и иперпероны XII-XIV вв., отличавшиеся от солидов формой, весом и пробой металла) колеблется от 500 до 800 долларов, т.е. сопоставима с ценами на не самые раритетные российские монеты XVIII-XIX вв. Редкости, естественно, стоят дороже, аукционные эстимейты на них достигают порядка 15-20 и более тысяч долларов, но нам, как говорится, это не грозит. Рынок византийских монет в России пока еще не способен принять за норму такие суммы, хотя подобного уровня экземпляры на нем и появляются.

      Основную массу коллекционных монет составляют медные фоллисы и серебряные гексаграммы и милиарисии. Благодаря множеству разновидностей, досконально разобранных в каталогах, иконографии и художественным достоинствам они не менее солидов интересны для толкового коллекционера. Выстраивая их в хронологический ряд, можно наблюдать, как постепенно происходит расставание с римско-античными традициями в императорской символике и портрете, как в легендах на смену победным лозунгам приходят смиренные обращения ко Христу, как сама титулатура правителей дополняется утверждениями их благочестия и православия.

      Монеты IX-XI вв. отличаются особым богатством и разнообразием иконографических типов. Их можно назвать эталонными, с наибольшей полнотой воплощающими идею византийской теократии. Одну сторону монеты занимает государственная символика, другую – христианская, представленная либо знаком креста, либо святым образом-ликом.

      В российских музеях сосредоточено огромное количество византийских монет, но удельный вес личных собраний вряд ли стоит недооценивать. Многотысячный фонд Государственного Эрмитажа – крупнейший в России – был составлен в XIX-XX вв. более чем наполовину из частных коллекций: Сабатье, Фотиадис-паши, И.И. Толстого. Последнее крупное пополнение эрмитажного собрания также произошло за счет покупки лучшей части коллекции серпуховчанина Д. Вашкова в 1983 г. Он был, наверное, последним обладателем обширной тематической подборки монет Византии, насчитывавшей более 700 экземпляров. Часть их, не попавшая в Эрмитаж, осела в других коллекциях, не столь представительных, как бывшая Вашкова. Тем не менее их значимость не подлежит сомнению. Любое целенаправленное собрание, пополняемое за счет притока свежего материала, есть явление уникальное. Особенности византийской нумизматики таковы, что даже небольшая подборка может включать в себя редкие экземпляры и неопубликованные варианты известных типов.

      Насколько собирание монет Византии популярно в мире, убедительнее всего свидетельствует непременная византийская часть, которой завершаются подборки античных монет на аукционах Spink (Лондон), Numismatica Ars Classica (Цюрих), Gorny&Mosch (Мюнхен). Однако проводятся и тематические аукционы, обусловленные выставлением на продажу крупных коллекций, таких как собрания Закоса или Ханта. Вот несколько крупнейших аукционов, целиком или почти целиком составленных из византийских монет:

      The William Herbert Hunt Collection, Important Byzantine Coins. Sotheby’s, New York. 21 june 1991.

      Arcadius to Constantine XI. Numismatica Ars Classica, Zurich. 26 May 1993. 613 монет.

      The Dr. Anton C.R. Dreesmann Collection of Ancient Coins. Part II. Spink, London. 13 July 2000. 959 монет.

      Универсальным каталогом-определителем византийских монет, выполненным на высоком научном уровне, остается неоднократно переиздававшийся Byzantine Coins and their values. D. Sear, London, 1987 (у собирателей более известный как Seaby). В нем приведены описания 2645 монет, начиная с императора Анастасия (491-517) и до 1453. Отдельные небольшие разделы содержат информацию о монетах Трапезундской империи (1204-1461) и некоторых современных подделках. Единственным недостатком Seaby является малое количество фотографий монет и ссылки на не всегда доступную россиянину литературу.

      Основное рускоязычное издание, до сих пор не утратившее своего научного значения – книга И.И. Толстого «Византийские монеты» (СПб., 1912-14. Вып. 1-9), первый и последний пока изданный в России тематический каталог по этому разделу нумизматики. Не так давно он был дополнен 10 выпуском (Барнаул, 1991), куда вошли монеты IX-XI вв. Это уникальное в своем роде продолжение классического труда стало возможным благодаря находке сохранившейся рукописи Толстого.

      Другими книгами, необходимыми для коллекционеров, являются издания монет средневекового Херсонеса Таврического (Херсона), самостоятельной и очень необычной отрасли византийской нумизматики. Херсон, форпост империи на ее отдаленных северо-восточных границах, с VI по XI вв. чеканил, а затем отливал бронзовую монету, внешне зачастую отличную от общегосударственной. Об этом можно узнать из книг И.В. Соколовой «Монеты и печати византийского Херсона» (М., 1983), В.А. Анохина «Монетное дело Херсона» (Киев, 1977). Совсем недавно вышел каталог И. Шонова «Монеты Херсонеса Таврического» (Симферополь, 2000), где впервые приведены цены на эти монеты.

 

Михаил Бутырский